Философия Stray


Недавно я опубликовал свой обзор на игру про рыжего котика. А сегодня предлагаю обсудить сюжет и экспозицию данного поделия. Кому-то уже стало смешно, а кто-то скоро заплачет.
Если Вы случайно попали на это нагромождение знаков, советую начать с первой статьи по «Stray». Постараюсь написать статью понятной, даже если Вы незнакомы с этой игрой. Насколько я вообще могу написать что-либо понятно.


Как я писал в прошлый раз, с первых моментов игра захватывает! Я смотрел игрофильм; это, верно, сгладило острые углы. Точнее сказать, затупы, из-за которых я частенько бросаю подобные игры.
В прошлый раз я немного рассказал о завязке игры. Но кое-что утаил. А именно то, какой эмоциональный накал в конце пролога!
Дождливое утро сменяется солнечной погодой. Рыжик обходит владения. С друзьями обменивается фразами на своём, кошачьем, наречии. Они вместе идут по ржавым трубам, звякая по ним коготками. Вещи вроде простые, а описать их словами нелегко. Такие, казалось бы вещи чересчур примитивны, но они создают атмосферу. Такое сложно описать словами. Это нужно наблюдать воочию!
И ни одного человека. Лишь руины. Развалины былого могущества одного биологического вида. Теперь на солнечной вершине мира беззаботно живут кошки. Пусть это не те вершины, о которых грезят романтики. Действие происходит на крышах опустелых домов.  Может, это более приземлённая романтика, но от того более доступная человеку постарше да потупее.
Недопрыг. Рыжий срывается. Пытается зацепиться, но когти предательски соскальзывают. Друзья могут лишь наблюдать. Косноязычие не позволит мне описать ту сцену надлежащим образом.

На какой-то момент, я действительно подумал, что не стало Рыжика.
Но он поднимается. Хромая, идёт дальше.
Находит полуживого робота. Но отыскав нужные детали, чудо инженерной мысли удаётся привести в надлежащее состояние. И робот B-12 становится лучшим другом Рыжика.
А по пути на котея нападают какие-то мелкие гады; желающие, видимо, сожрать скитальца.

Рыжик и B-12 находят поселение роботов. Видимо, перед своей гибелью человечество всё-таки смогло создать сильный ИИ. Если любопытно, можете ввести в поисковик данный термин. Современным нейросетям, что генерят картинки или плохенькие тексты, до сильного ИИ как до луны.
Роботы же на просторах той игры совсем как люди. Они разговаривают, сидят компаниями и даже рефлексируют. А что самое забавное, скучают по своим создателям. Вспоминают те моменты, когда люди были.
Нередко в фантастике разумные роботы объявляют человечеству войну. А способность симулировать мыслительные процессы может разделить роботов на разные группы. И именно «симулировать» говорить точнее, программа может именно симулировать мысли, высшую когнитивную деятельность. И то в теории, до такого нынешние технологии пока-что очень далеки.
Так или иначе, в трущобах обитают добрые роботы. Правда, робот у границы замахнулся на Рыжика метёлкой, когда тот в первый раз приблизился. А реалии мира говорят о том, что пришельцы часто могут нести смерть.
У котов тоже так бывает. Первая встреча венчается мордобоем, а потом крепкая дружба завязывается. Так и в тот раз случилось, Рыжик же просто путь домой искал.
Рыжий путник спрашивает у местных: как добраться до его родных крыш. Показывает всем картинку с красивым пейзажем, которую ему удалось где-то найти. Роботы в трущобах часто реагировали на вопросы Рыжика с горькой иронией. Все они привыкли жить в потёмках, как в прямом, так и в переносном смысле.
Но как маленькое утешение, котей узнаёт, что нападавшие на него бестии зовутся зурками. Злые мелкие гады, в целом так их описывают роботы. Они могут прокусить сталь, поясняют некоторые. По этой причине их и роботы боятся. Осведомлён значит вооружён! Хотя и по виду тех существ механических ясно, что делать нужно.
По поводу дороги домой, Рыжику удаётся найти одну наводку. На отшибе живёт один робот по имени Момо, Он, возможно, мог помочь Рыжику в поисках.
Момо также мечтал попасть в мир за привычными трущобами. Да почитался за чудика среди местных, по причине столь волшебных мечтаний. Его друзья отправились на поиски пути в Аутсайд. А радио для связи сломалось. По закону жанра, Рыжик помогает незадавшемуся связисту, найти недостающие запчасти.
Аутсайд – так роботы трущоб называют края за привычными землями. С английского это можно перевести как «по ту сторону» или даже «другой  мир» – в  контексте игры. «Трущобы» – закрытая локация, жители не могли её покинуть. В конце игры даётся намёк почему.

Я не стану пересказывать многое из сюжета, а то получится не статья, а целая книга. Но об атмосфере роботовских трущоб хочется сказать.
Трущобы. Первое, что приходит в голову при упоминание этого слова, грязь, крысы и, что хуже, людских нравов мрак. Но те трущобы очень даже романтичны, по сравнению с такими ожиданиями.
По атмосфере та локация напоминает образ США из путешественских фильмов 60-ых. Может быть, слегка простоватые персонажи местами. Но в целом добрая атмосфера, располагающая к спокойствию. Тёплый свет, как от свеч или старых ламп, дарит ощущение уюта. А жители простые в хорошем смысле этого слова. ИИ смог сохранить тепло внутри при всей холодности вокруг.

Починив радио, удаётся связаться с товарищами Момо. Они живы и жизнь за пределами трущоб есть! Ещё кое-что сделав, Рыжик с Момо открывают ворота из города и на лодке отправляется через каналы.
По ходу действа котей приобретает оружие от зурков. Друг Момо для Рыжика делает чудо-вещь. Которая, однако, очень капризна и вечно норовит перегреться.

История же робота-друга раскрывается, покуда Рыжик с ним идёт к цели. В предыдущей статье про игру на этом месте я зловредно поставил многоточие. К завершению игры робот-друг наконец вспоминает всё! Он был человеком.
Чудо инженерной мысли, которое Рыжик спас от смерти в одиночестве, оказалось человеком. Вернее, оцифрованной копией человеческого разума. В игре «Cyberpunk 2077» нечто подобное называется «конструкт личности». А в одной из серий «Чёрного зеркала» сказ идёт о виртуальном возвращении молодости находящимся в хосписе.
Возвращаясь к истории робота-друга, он был присмерти. И попытался загрузить своё сознание в сеть. В какой-то мере ему это удалось. А загруженная в робота версия, видимо, была не полная. Робот-компаньон осознавал себя, но не мог в полной мере вспомнить своё прошлое.
И на самом деле, подобные идеи обретения бессмертия или хотя бы второй молодости очень интересны. В контексте фантастики можно поразмыслить, как такое могло бы выглядеть. Также, жизнь созданного человеком иногда сравнивают с вечной жизнью. Мы спустя сотни и тысячи лет знаем имена великих учёных и людей искусства. И возможно, когда-нибудь, можно будет создавать цифровые копии человеческого разума. Или даже роботов дублирующих человеческую внешность в том числе, про это в «Чёрном зеркале» также была серия. Но то же ли это самое, что фактическое бессмертие?

По мере продвижения по сюжету Рыжик и B-12 также узнают историю зурков. Тех мелких и коварных роботварей, что терроризируют всех. И не один раз загрызть Рыжика пытались.
Оказывается, это когда-то были роботы-уборщики, они утилизировали мусор. Но в  мире, в  котором людей не стало, они обратились во всепожирающих хищников.

Немалая часть сюжета, приближающегося к развязке происходит в «Робовейнике». Мне сразу понравилось это название. Если «Трущобы» напоминали приятную глубинку, невзирая на название, то «Робовейник» смахивает на Лас-Вегас. Неоновые вывески, удовольствия ночи и разгул преступности. Но всё это вместе создаёт коктейль сладкой романтики не без горечи.
Оттуда котей и его друг отправляются к финальной локации. Что-то захотелось сказать, к финальному боссу. Неожиданность в том, что финального босса как такового здесь нет.

Есть кое-что получше!
В Аутсайд не пускают котов. Но есть обходной путь. Робот-друг расстраивает программно сервера, а Рыжик кусает провода. Нужно ослабить защиту, загрызть файерволы в прямом смысле этого слова. Чтобы робот-друг смог ввести свою программу в систему управления.
Большим трудом для маленького железного друга даётся то. Победа над каждым железным монстром ценой искр обходится.
Ослабленный рободруг, говорит, что его слабое тело всё. Но когда Рыжик доберётся до Аутсайда его можно будет починить. Так сказал рободруг B-12, находясь уже далеко не в лучшем состоянии.
Робот-друг сказал неправду. У него не было шансов выжить в последнем бою. Он знал это изначально. И сказал другу слова, что могли его приободрить.
Последний бой сжёг микросхемы B-12. Ну, и враг повержен. Двери в Аутсайд открываются. 
Как оказалось, это большой люк на высоте. Видимо, место, в которое угодил Рыжик было огромным бомбоубежищем. Солнечный свет озаряет, погружённые во тьму Трущобы и Робовейник. Роботы смотрят наверх, на происходящее над их головами чудо.
Если моя догадка верна, это ещё одна ирония. В аниме «Ergo proxy» были города под гигантскими куполами. По крайней мере вне городов жизни практически не было в альтернативном будущем того сериала. Точно не помню, но кажется, от радиации защищали города те громады. И что станет, если в такой защите появится брешь?..
А рыжий странник бежит к родным крышам. Контраст красочной и живой локации с предыдущем мажорной нотой отзывается в сердце.
В самом конце Рыжик оглядывается. Смотрит не на «тюрьму», что не отпускала. Но на пройденный путь. Эта сцена без слов говорит больше, чем многие и тысячей слов не скажут.

Как уже писал, приятно удивлён сюжетом. И сказав честно, не ожидал такой мощной концовки.
Возможно, как финал именно видеоигры развязка «Stray» не очень. С последнем злодеем сражается не главный герой, а его друг. Возможно, кто-то скажет, что у Рыжика украли финальную битву. Это как иные критикуют серию «Dark souls» за то, что там многое в экспозиции, а не подаётся прямо через сюжет. Для меня подобная критика, что лепет малого ребёнка. Для меня главное – чувства, что драматическое произведение вызывает.
Если статья понравилась, делитесь ссылкой с друзьями и оставляйте мысли в комментариях!

Комментарии